На техосмотре экспертом проверяются основные системы автомобиля: двигатель, тормоза, рулевое управление, световые приборы, работа стеклоочистителей, шины и колеса. Основные требования к работоспособности этих систем изложены в ГОСТАх. Ниже можно ознакомиться с выдержкой из Правил проведения техосмотра
Тормозная система
- Тормозные системы должны соответствовать показателям эффективности торможения и устойчивости транспортного средства при торможении согласно пункту 4.1 ГОСТ P 51709-2001.
- При проверках па стендах допускается относительная разность тормозных сил колес оси (в процентах от наибольшего значении) для осей транспортного средства с дисковыми колесными тормозными механизмами не более 20% и для осей с барабанными колесными тормозными механизмами не более 25%.
- Подтекания тормозной жидкости, нарушения герметичности трубопроводов иди соединения в гидравлическом тормозном приводе не допускаются.
- Коррозия, грозящая потерей герметичности или разрушением, не допускается.
- Механические повреждения тормозных трубопроводов не допускаются.
- Наличие деталей с трещинами или остаточной деформацией в тормозном приводе не допускается.
- Средства сигнализации и контроля тормозных систем, манометры пневматического и пневмогидравлического тормозного привода, устройство фиксации органа управления стояночной тормозной системы должны быть работоспособны.
- Набухание тормозных шлангов под давлением, наличие трещин на них и видимых мест перетирания не допускаются.
Рулевое управление
- Изменение усилия при повороте рулевого колеса должно быть плавным во всем диапазоне угла его поворота. Неработоспособность усилителя рулевого управления транспортного средства (при его наличии на транспортном средстве) не допускается.
- Самопроизвольный поворот рулевого колеса с усилителем рулевого управления от нейтрального положении при работающем двигателе не допускается.
- Суммарный люфт в рулевом управлении не должен превышать предельных значений, установленных изготовителем в эксплуатационной документации, или в случае отсутствия данных, установленных изготовителем, следующих предельных значений:
- для транспортных средств категории М1 и созданных на базе их агрегатов транспортных средств категорий М2, N1 и N2-10˚;
- для транспортных средств категорий М2 и М3-20˚;
- для транспортных средств категории N3-25˚
- Повреждения и отсутствие деталей крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма, а также повышение подвижности деталей рулевого привода относительно друг друга или кузова (рамы), не предусмотренное изготовителем транспортного средства (в эксплуатационной документации), не допускаются. Резьбовые соединения должны быть затянуты и зафиксированы способом, предусмотренным изготовителем транспортного средства. Люфт в соединениях рычагов поворотных цапф и шарнирах рулевых тяг не допускается. Устройство фиксации положения рулевой колонки с регулируемым положением рулевого колеса должно быть работоспособно.
- Применение в рулевом механизме и рулевом приводе деталей со следами остаточной деформации, с трещинами и другими дефектами не допускается.
Внешние световые приборы
- На транспортных средствах применение устройств освещения и световой сигнализации определяется требованиями таблицы 6а ГОСТ Р 51709-2001.
- Разрушения и отсутствие рассеивателей световых приборов не допускаются.
- Сигналы торможения (основные и дополнительные) должны включаться при воздействии на органы управления рабочей и аварийной тормозных систем и работать в постоянном режиме.
- Углы регулировки к сила света фар должны соответствовать пунктам 4.3.4- 4.3.11 ГОСТ Р 51709-2001.
- Изменение мест расположения и демонтаж предусмотренных конструкцией транспортного средства фар и сигнальных фонарей не допускается.
Стеклоочистители и омыватели
- Транспортное средство должно быть оснащено хотя бы одним стеклоочистителем и хотя бы одни и форсункой стеклоомывателя ветрового стекла.
- Стеклоомыватель должен обеспечивать подачу жидкости в зоны очистки стекла.
- Стеклоочистители я стеклоомыватели должны быть работоспособны.
Шины и колеса
- Высота рисунка протектора шин должна быть не менее:
- для транспортных средств категории L – 0,8 мм;
- для транспортных средств категории M1 – 1,6 мм;
- для транспортных средств категорий N1, N2, N3, О1, О2, О3, О4 - 1 мм;
- для транспортных средств категорий М2 и МЗ - 2мм;
- для прицепов (полуприцепов) - та же, что и для тягачей, с которыми они работают;
- для зимних шип, а также шин, маркированных знаком «М + S» - 4 мм
- Шина считается непригодной к эксплуатации в следующих случаях: наличие участка беговой дорожки, на котором высота рисунка протектора по всей длине меньше указанной в пункте. Размер участка ограничен прямоугольником, ширина которого не более половины ширины беговой дорожки протектора, а длина равна 1/6 длины окружности шины (соответствует длине дуги, хорда которой равна радиусу шины), если участок расположен посередине беговой дорожки протектора. При неравномерном износе шины учитывается несколько участков с разным износом, суммарная площадь которых имеет такую же величину; появление одного индикатора износа (выступа по дну канавки беговой дорожки, высота которого соответствует минимально допустимой высоте рисунка протектора шин) при равномерном износе или двух индикаторов в каждом из двух сечений при неравномерном износе беговой дорожки; замена золотников заглушками, пробками и другими приспособлениями; местные повреждения шин (пробои, вздутия, сквозные и несквозные порезы), которые обнажают корд, а также местные отслоения протектора
- Отсутствие хотя бы одного болта или гайки крепления дисков и ободьев колес не допускается.
- Наличие трещин на дисках и ободьях колес, а также следов их устранения сваркой не допускается.
- Видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий на дисках колес не допускается.
- Установка на одну ось транспортного средства шин разных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей с разными рисунками протектора, морозостойких и неморозостойких, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора не допускается**.
Двигатель
- Содержание загрязняющих веществ в отработавших газах транспортных средств должно соответствовать следующим требованиям:
- для транспортных средств с бензиновыми двигателями - ГОСТ Р 52033;
- для газобаллонных транспортных средств - ГОСТ Р 17.2.2.06-99;
- для транспортных средств с дизелями - уровень дымности отработавших газов в режиме свободного ускорения не должен повышать значение коэффициента поглощения света, указанного в документах, удостоверяющих соответствие транспортного средства Правилам ЕЭК ООН № 24-03, или на знаке официального утверждения, нанесенном на двигатель или транспортное средство, или установленных изготовителем, а при отсутствии вышеуказанных сведений не должен превышать:
- 2,5 м-1 - для двигателей без наддува;
- 3 м -1 - для двигателей с наддувом***
- Подтекания и каплепадение топлива в системе питания бензиновых и дизельных двигателей не допускаются.
- Запорные устройства топливных баков и устройства перекрытия топлива должны быть работоспособны.
- Система питания транспортных средств, предназначенная для работы на компримированном природном газе, сжиженном природном газе и сжиженном углеводородном газе, должна бить герметична. У транспортных средств, оснащенных такой системой питания, на наружной поверхности газовых баллонов должны быть нанесены их паспортные данные, в том числе дата действующего последующею освидетельствования. Не допускается использование газовых баллонов с истекшим сроком периодического их освидетельствования.
- Уровень шума выпускной системы транспортного средства, измеренный на расстоянии 0,5 м oт среза выпускной трубы на неподвижном транспортном средстве при работе двигателя на холостом ходу с частотой вращения 75% от номинальной частоты вращения, соответствующей максимальной мощности, не должен превышать следующих значений:
- для категорий M1 и Nl - 96 дБ А;
- для категорий М2 и N2 - 98 дБ А;
- для категорий М3 и N3 - 100 дБ А.
Прочие элементы конструкции
- Транспортное средство должно быть укомплектовано обеспечивающими для обзора зеркалами заднего вида согласно таблице 10 ГОСТ Р 51709-2001. При отсутствии возможности обзора через задние стекла легковых автомобилей необходима установка наружных зеркал заднего вида с обеих сторон.
- Не допускается наличие дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя (за исключением зеркал заднего вида, деталей стеклоочистителей, наружных и нанесенных или встроенных в стекла радиоантенн, нагревательных элементов устройств размораживания и осушения ветрового стекла).
- В верхней части ветрового стекла допускается крепление полосы прозрачной цветной пленки шириной не более 140 мм, а на транспортных средствах категорий М3, N2, N3 - шириной, не превышающей минимального расстояния между верхним краем ветрового стекла и верхней границей зоны его очистки стеклоочистителем.
- Светопропускание ветрового стекла, передних боковых стекол и стекол передних дверей (при наличии) должно составлять не менее 70%.
- Наличие трещин на ветровых стеклах транспортных средств в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла, расположенной со стороны водителя, не допускается.
- Транспортное средство должно быть укомплектовано звуковым сигнальным прибором в рабочем состоянии. Звуковой сигнальный прибор должен при приведении в действие органа его управления издавать непрерывный и монотонный звук.
- Должны быть установлены задние и боковые защитные устройства, позволяющие исключить попадание легковою автомобиля под транспортное средство в случае дорожно-транспортного происшествия.
Допускается отсутствие задних защитных устройств на транспортных средствах, конструктивные особенности которых не позволяют выполнить установку соответствующих устройств.
Допускается установка боковых защитных устройств с отклонениями от установленных требовании на транспортных средствах, конструктивные особенности и назначение которых не позволяют в полной мере обеспечить выполнение соответствующих требований.
К заднему защитному устройству предъявляются следующие требования:
- по ширине устройство должно быть не более ширины задней оси и не короче ее более чем на 100 мм с каждой стороны;
- высота заднего защитного устройства должна быть не менее 100 мм;
- концы заднего защитного устройства не должны быть загнуты назад;
- задняя поверхность устройства должна отстоять от заднего габарита транспортного средства не более чем на 400 мм.
К боковому защитному устройству применяются следующие требования:
- устройство не должно выступать за габариты транспортного средства но ширине;
- внешняя поверхность устройства должна отстоять от бокового габарита транспортного средства внутрь не более чем на 120 м.